2005г. "Два юбилея художника" Ю.Ф. Дюженко. С. Соло

                                                                                            Светлана Соло

22.02.2005г.

 "Наш изограф".

Два юбилея художника.

Страна отмечает 60 – летие  Победы в Великой Отечественной войне, этот важный юбилей для фронтовика - Юрия Федоровича Дюженко совпадает с другой круглой датой, в марте 2005года ему исполняется 80 лет. Ко дню рождения художника приурочена персональная выставка в залах Московского Союза  художников в Старосадском переулке, д.5. Это не первая персональная выставка,  по опыту предшествующих выставок можно ожидать, что и на этой выставке те, кто знаком с творчеством Ю.Ф.Дюженко смогут найти для себя что-то новое.

Самая первая его «персональная выставка», если можно так  выразиться состоялась в  1947 или 1948 году в учебной студии рисунка и живописи факультета теории и искусства Ленинградской Академии художеств. Выставлено было всего десятка два акварелей и рисунков тушью, выполненных кистью. Конечно, на успех, автор не особенно рассчитывал, видел в этом всего лишь учебное мероприятие, но все-таки выставка зародила надежду когда-нибудь, приблизиться к искусству.

Следующая «выставка», тоже еще не вполне официальная состоялась в 1962годув Харьковском союзе художников. Там было представлено до полусотни работ маслом, темперой и пастелью.

К 50-летию  со дня рождения Юрия Федоровича состоялась официальная персональная выставка в 1975году в Центральном доме работников искусства. На ней были представлены преимущественно графические натурные работы небольшого размера. 

В 1985году прошла четвертая персональная выставка в зале на третьем этаже музея «Преодоление», где некогда был знаменитый салон Волконской. В этом высоком, просторном зале, с хорошим освещением были  показаны сравнительно крупные работы, преимущественно живописные работы.

70-летие совпало с 50-летием Победы. Поэтому  персональной выставки художник не делал, но участвовал в  ряде выставок, посвященных 50-летию Великой Победы, выставках работ художников-ветеранов Великой Отечественной войны.

По мнению Дюженко Ю.Ф., самой удачной из персональных выставок пока, что была пятая выставка 2000 года в зале на Кузнецком мосту, 20, к 75-летию.  Были показаны сразу несколько крупных работ маслом.      Руководитель Московского союза художников Василий Александрович Бубнов на открытии сказал, что  выставка - высшая точка, пик творчества художника. За прошедшие пять лет было не мало интересных выставок,  мы по-новому  узнавали  творчество Ю.Ф.Дюженко. 

  Например, шестая персональная выставка  называлась «50-лет пастельной живописи Юрия Дюженко» и  состоялась в 2003 году в зале на Беговой ул.   Понятно, что представлены, были только работы, выполненные пастелью. – Ровно 100 работ разных лет, начиная с  1953 года, и выставка была не случайной.

Юрий Федорович свободно владеет  разными живописными техниками, пишет маслом, темперой, акварелью с предельным почтением относится к  каждой из техник, но любимым материалом, всё же, его художественного творчества стала пастель во всех ее проявлениях: сухая пастель - жесткая, средняя и мягкая, пастель масляная и восковая. Возможно, именно пастель наиболее точно воплощает его внутренние образы.  Надо признать, что   любовь художника к пастели не без взаимности. Штрих у Дюженко свободный, легкий, он безошибочный, работает пастелью практически без поправок. Бывают у него пастельные листы,  нагруженные цветом, но более характерна для его пастелей легкая цветовая как бы бархатистая поверхность,  овеянная светом и воздухом, Определяющим началом в  работах Юрия Федоровича, является эмоциональная движущая сила и душевное впечатление. Он пишет всегда как в первый раз - доверчиво, робко, с затаенной нежностью.  И  никаких повторов или заученных, пусть удачных приемов. Художник    экспериментирует  с бумагой и грунтами, но никогда не в ущерб эмоциональному и образному замыслу.

 50 лет – это срок. Пастельная живопись возложила на Дюженко дополнительные общественные заботы. «Мне казалось несправедливым, что такая благородная и привлекательная техника оказалась в небрежении.  Я задался целью привлечь внимание публики и художников. Для этого я обратился к знакомым художникам, работающим пастелью с тем, чтобы устраивать специальные выставки пастельной живописи» - вспоминает Юрий Федорович Дюженко. Так было создано «Объединение пастелистов Московского Союза художников».

Кроме персональных выставок в жизни художника было множество других, в которых Юрий Федорович Дюженко не только  участвовал, но  и часто был организатором. Невозможно кратко описать творчество художника, его активную общественную жизнь. Ежегодные выставки ко Дню Победы в выставочном зале на Кузнецком мосту, 11 представляли ветеранов войны МСХ. Творческое объединение «Ноосфера-Радонеж» за пять лет своего существования  провела 12  достаточно крупных художественных выставок. Среди них такие как «Духовное пространство искусства», «Дорожный посох Сергия Радонежского», «Вера, Надежда, Любовь, Софья», «Венок Пушкину», «Пушкин и Гоголь», « 300 лет Российской регулярной армии», «300 лет Российского флота».

Дюженко Юрий Федорович  многогранный, активный человек,  своей деятельностью  приводит в движение творческих людей, его знают практически во всех выставочных залах  г. Москвы. Мне всегда хочется спросить его, как он успевает, и организовать всё, и  заниматься живописью? Ведь это так трудно и редко совместимые способности.  

А, затронул Юрий Федорович Дюженко, в своем творчестве почти все жанры. О чем подтверждает и его юбилейная выставка. Его пейзажи – это южные горы, среднерусская природа, архитектурные мотивы. В путешествиях и обязательных постоянных пленэрах, под воздействием жизненных впечатлений круг творческих интересов постоянно расширялся.

В основе его работ  пленэрная живопись, всегда дневная, он  никогда не пишет при искусственном свете, но во многих картинах, особенно в последние годы - ощущается тяготение к живописи обобщенной,   проступает не только переживание богатство конкретных световых состояний, но и стремление проникнуть в  цветовые тайны мира. Ю.Ф.Дюженко не любит тяжелой и темной живописи. Его живопись светлая, эмоциональная и духовная. Это не эзотерика и не мистика, но и не чисто визуальное восприятие, он «мыслит» цветом, считая его драгоценнейшим даром Человека.

Особое умение художника увидеть окружающий мир, с необычной точки зрения, его образные размышления  заставляют задумываться  зрителя. Эти размышления   затронуты им во всех  жанрах, будь то, пейзаж, портрет или натюрморт.

Более чем десятилетний опыт работы в Московском Текстильном Университете им. Косыгина привил любовь к натюрморту, особенно к цветам.

 Для  Ю. Дюженко    мир цветов - Божий мир, Божье творение- мир красоты, гармонии, нежности,  порой  в образе цветов он видит некие высокие символы как, например, в таинственном колыхании «Трех хризантем» чудится Троица.

Одно из главных увлечений Ю.Ф. Дюженко – архитектурный пейзаж. – Всегда в единстве с природой и историей. Это и Ферапонтово с  его прославленным храмом и Москва, и Ростов Великий, и Новгород, и Вологда, но больше всего он привязан к своему возлюбленному Петербургу -  величественному, живому, волнующему. Это  и «Стрелка Васильевского острова» и  набережные Невы с ее мостами и дворцами и пленительные уголки Пушкинского Петербурга.        
    Дружба с художниками-портретистами, такими как Б.Г. Дятлов, Я. Н. Скрипков,                   В.М. Формозов направила его на путь портретной живописи.

Поначалу он свои портретные пробы считал случайностью, но друзья убедили его в том, что у него есть задатки портретиста и он стал  систематически работать над портретом, а в последние годы выставляется преимущественно портретными работами. Портретистом, правда, Дюженко себя не считает, но то, что многие художники одобряют его портретные работы, его обнадеживает.

При достаточно случайном отборе он все-таки на настоящей выставке показал довольно много портретов -  натурных этюдов и исторических портретов: «Александр Невский», «Сергий Радонежский», «А.С. Пушкин», «Анна Ахматова», «Марина Цветаева», «Разговор с космосом.    В. И. Вернадский».

В последнее десятилетие Ю.Ф.Дюженко все чаще обращается к историческим и жанровым композициям. Видно его активная общественная работа заставляет и в творчестве поднимать уровень своего гражданского мышления.   На  седьмой  персональной выставке 2005года художника Юрия Федоровича Дюженко,  мы встречаем картины  под такими названиями: «Александр Невский с дружиной», «Андрей Первозванный благословляет земли Киевской Руси», «Сергий Радонежский в гостях у родителей», «Дорожный посох Сергия Радонежского», «Пушкин в Тригорском» и др.

  Конечно, лестно, да и сказано от чистого сердца Василием Александровичем, что персональная выставка 2000 года была определена как пик творчества художника Юрия Дюженко, но вместе с тем, раз пик, то дальше идет снижение. Но нынешняя персональная выставка показывает, что снижения не последовало. Художник удержался на вершине. И судя по свежести  живописи и чистоте восприятия последних работ, он может еще не раз удивить нас.  Поражает то, что с годами взгляд на мир Юрия Федоровича становится все более молодым, открытым и радостным, зрителям передается его крепнущий с годами восторг творчества.

Когда-то Юрий Федорович Дюженко мечтал хотя бы приблизиться к искусству, сегодня можно  говорить о том, что искусство стало неотъемлемой частью его жизни, а сам он стал частью искусства.

 

 

img381

перейти на страницу художника Ю.Ф. Дюженко

 


Светлана
Солодовникова 2012
Русский English
Сайт работает
на diafan.CMS